Новости

Рады сообщить вам, что наш X научно-практический семинар «Новейшая драма рубежа XX-XXI веков как срез современной жизни» пройдет 21-22 2017 года. 

Дорогие коллеги!

На протяжении предыдущих десяти лет участники семинара занимались изучением новейшей русской и зарубежной драматургии с разных точек зрения, исследуя конфликт, героя, жанры, обращаясь к проблемам рецепции, авторского присутствия. Все это – традиционные и абсолютно необходимые аспекты изучения явлений художественного слова. Результаты десятилетней нашей работы нашли свое отражение в коллективной монографии «Новейшая драма рубежа XX-XXI веков: предварительные итоги».

Итоги действительно предварительные, потому что многое еще осталось не освоенным и не изученным. Наша общая работа пришла к определенному рубежу, перешагнув за который, мы должны расширить поле исследования и к литературоведческому аспекту исследования добавить другие: философский, лингвистический, психологический, социологический, культурологический. Мне представляется это логичным и необходимым, поскольку современная драматургия, как никакое другое искусство сегодня, представляет современную жизнь и современное как индивидуальное, так и массовое сознание.

Поток пьес огромен. Если подходить к ним только как к явлениям художественной литературы, то весь этот гигантский корпус текстов, ежегодно умножающийся, не представляет интереса для изучения, поскольку подлинно художественных явлений в этом потоке не так уж много. А между тем пьесы не только продолжают писать, но их читают, их пытаются ставить. Читки, ставшие в последние годы модными и пришедшие во многие города как важная часть культурной жизни, собирают публику, побуждают к обсуждениям. Но люди обсуждают не искусство драматурга, а те проблемы, которые в пьесах ставятся, тех людей с их судьбами, с их историями, которые в пьесах изображены. Как не вспомнить здесь Пушкина: «Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимое достоинство; не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху или влиянию; и в сем отношении нравственные наблюдения важнее наблюдений литературных…».

Пришла пора, не оставляя и не прекращая собственно литературоведческих изысканий, обратиться к «нравственным наблюдениям». Современная драматургия, так интересно и эпатажно заявившая о себе в 2000-х движением «Новая драма», изначально претендовала и продолжает претендовать на то, чтобы самым тесным образом взаимодействовать с жизнью, отразить ее, показать ее максимально полно и подробно. Иными словами, драматургия бросает нам вызов, который необходимо принять. Мы должны вслед за драматургами тоже придти к жизни, к людям, попытаться увидеть тот мир, который воссоздается в потоке современных пьес.

Предполагаемые вопросы для ближайшего семинара и последующих семинаров:

  • Философские предпосылки современной драматургии;

  • «Вначале было слово»: речевая картина мира в современной драме;

  • Человек «внешний» и человек «внутренний» в современной драматургии: проблемы личностной и социальной психологии;

  • Жизнеподобие и/или условность как принцип сюжетостроения в современной драме;

  • Женский мир и мужской мир в современной драме.

Ждем ваши предложения и темы выступлений до 5 апреля. В этот же срок просим сообщить, кому нужна гостиница.